Как тренировать память и внимание у взрослых: методы, программы и упражнения для мозга

Как это работает?

Деятельность мозга осуществляется благодаря клеткам. Клетки, из которых состоят мозговые ткани, называются нейронами. Причем они одновременно похожи и не похожи друг на друга. Каждая из них представляет сложнейшую фабрику химических веществ, содержащую великое множество веществ и катализаторов. Непохожесть нейронов обусловлена и связями с другими клетками, образующимися в процессе обучения.

При первой попытке выполнить какое-либо действие в мозге вспыхивает электрический импульс и возбуждает один из нейронов. Затем он передает свои химические агенты соседям. Но передать такой сигнал не так просто, так как меду нейронами есть небольшой зазор – синапс. Этот сигнал должен преодолеть его, перепрыгнуть. Как только препятствие преодолено между нейронами устанавливается связь. Если это же действие осуществить еще раз, процесс в мозге также повторится. Но теперь сигнал преодолеет щель синапса в несколько раз быстрее, а в следующий раз еще быстрее. Несколько повторов спустя связь между нейронами становится очень прочной. Однажды образовавшись, она может сохраняться на всю жизнь. Этот процесс и объясняет возможность мозга запоминать информацию. Но, даже выучив теорию, перенести в реальность последовательность действий зачастую оказывается очень сложно, поскольку механическим навыкам тоже нужно обучиться. Например, человек сможет стать водителем и выполнять все действия по управлению автомобилем автоматически, только после множественных тренировок.

Усиление связи между нейронами это и есть обучение. Для этого должна происходить одновременная активация одной и той же цепочки нейронов. Каждый из нейронов человеческого мозга может взаимодействовать с десятью тысячами своих соседей. В связи с этим и учитывая, что в мозге человека таких клеток около ста миллиардов, то число возможных комбинаций практически не имеет границ. Умственные способности человека определяются количеством создаваемых связей и скоростью их возникновения. Таким образом, на уровне физиологии память человека безгранична. Но на практике все несколько иначе. Кратковременная память среднестатистического человека не в состоянии уместить больше семи (+-2) единиц информации (будь то цифры или слова). То есть память не знает границ только в том смысле, что человек может запомнить бесконечно большое количество информации, но какой именно будет эта информация и то, сумеет ли человек ею воспользоваться, показатели индивидуальные.

Классификация памяти по времени сохранения информации

По длительности сохранения информации различают мгновенную, кратковременную (и оперативную память, которую прежде отождествляли с кратковременной, а теперь чаще считают её оперативной составляющей), и долговременную память.

Мгновенная память сохраняется в течение очень короткого промежутка времени, до 3 секунд, и её задача – максимально полно воспринять информацию от органов чувств и, не обрабатывая, передать дальше, в кратковременную память.

Кратковременная память в течение непродолжительного времени (около 30 секунд) удерживает информацию в небольшом объёме (в среднем около 7 объектов). На этом этапе принимается решение о том, нужно ли её переводить в долговременную память

Важно то, что без повторения информация со временем забывается, «стирается». Кратковременная память «выбирает» из полученных данных самое важное, то, что может пригодиться, некий обобщённый образ

Оперативная (рабочая) память – это активный процесс, позволяющий работать со сведениями, хранящимися в кратковременной памяти, и управлять ими, упорядочивать. Это своего рода промежуточная форма памяти (между кратковременной и долговременной), действующая в зависимости от определённого срока выполнения поставленной задачи по запоминанию (секунды или дни). После завершения задачи информация стирается. Благодаря этой памяти мы, например, сдаём экзамен по нелюбимому предмету, после чего иной раз напрочь забываем всё выученное. Оперативная память проявляется и тогда, когда мы, реагируя на неожиданный вопрос, не только отвечаем, но и, удерживая вопрос в голове, планируем, что скажем дальше, как разовьём свою мысль. Благодаря ей мы припоминаем покупки и примерно подсчитываем сумму, продвигаясь к кассе, и так далее.

Долговременная память может хранить информацию долго, иногда – в течение всей жизни. Правда, нужно ещё извлечь её из хранилища. Для долговременного запоминания нужна осмысленная, хорошо структурированная информация, связанная с уже «укоренившимися» знаниями.

Как правило, именно неумением быстро и эффективно выполнять работу по осмыслению нового материала, его структурированию и связыванию с имеющимися знаниями, вызваны трудности перевода материала из кратковременной памяти в долговременную и, соответственно, жалобы на слабую память. Сведения, помещённые в кратковременную память, для запоминания должны быть «раскодированы», то есть они должны стать понятны нашему мозгу.

Новый пик способностей?

Я вас обрадую. Если вам 20,40,60 лет, то лучшие годы еще впереди. Что это значит?

А значит это то, что все в ваших руках. Вы можете горы свернуть даже после 60 лет. И все это подтверждено конкретными примерами.

Да, человек рождается с огромным количеством нейронов. Чтобы в любой стране в любых условиях жизни будучи ребенком мог развиваться.

Как развивается и учится головной мозг? Когда ребенок что-то сделал, клетка головного мозга послала сигнал (эклектический импульс) другой клетке, который с помощью специальных химических веществ, создал связь.

Когда ребенок еще раз совершил то же действие, то этот процесс повторяется и создается соединение. Благодаря этим соединениям малыш думает, учится.

К 3 годам у ребенка в головном мозге образуется более 1000 триллионов действующих соединений.  Если сравнить с мозгом взрослого человеком, то у последнего их в два раза меньше.

Почему? Потому что именно в этом возрасте происходит создание и закрепление тех процессов, которыми ребенок будет пользоваться всю свою жизнь.

На самом деле уже с 10 месяцев происходит удаление ненужных нейронов. Так например, в карте языка ребенка остаются фонемы только родного языка.

И он теряет способность услышать особенности другого языка

Поэтому важно с рождения давать слушать малышу ритмы иностранных языков

Что касается возможностей в развитии головного мозга малышей в этом периоде и что важно делать еще, то об этом читайте в статье Методика Макото Шичида для детей. Как же все таки заниматься по ней занятым мамам?  (откроется в новом окне)

Поэтому не так страшна потеря нейронов, как отсутствие появления новых связей.

Кроме того, взросление — это «специализация» мозга. Формирование и укрепление связей, которые конкретно вам помогают жить, работать и учиться по мере необходимости.

Эта специализация дает преимущества.

Лучшие методы развития долговременной памяти

Этот вид запоминания становится основой умений и навыков члена социума. Чем больше опыт, тем большим количеством инструментария человек владеет. Программа развития позволяет достигать высокого уровня мастерства, сохранить в актуальном состоянии интеллектуальные ресурсы организма.

Концентрированное внимание – психический процесс выделения личностно-значимых сигналов, актуальных для субъекта восприятия, служит улучшению памяти

При важности информации для человека, требуется минимальное количество усилий для её усвоения. Особую значимость это качество получает в процессе образования (любого уровня – дошкольного, школьного, высшего, профессионального, специального)

Особую значимость это качество получает в процессе образования (любого уровня – дошкольного, школьного, высшего, профессионального, специального).

Упражнения для того, чтобы тренировать долговременную память, разрабатываются по четырем направлениям:

  • увеличение объема внимания;
  • гибкость внимания;
  • методы быстрого усвоения информации:
  • стратегии эффективного запоминания.

Объем внимания

Объем внимания можно увеличить за счет формирования навыка концентрации.

Упражнение: в течение 3-х минут сконцентрироваться на приятном объекте и постараться убрать из головы все мысли, не отвлекаясь на посторонние шумы. Это поможет научиться избавляться от «ментального шума», который мешает сосредоточиться на сложных делах.

Гибкость внимания

Развитие гибкости достигается за счет активного включения воображения и зрительных образов. Лучше всего это выполнимо в игровой форме.

Простой способ — игра «Полиморф», которая заключается в мысленном представлении себя с подачи оппонента в определенном интерьере. Например, по заданию надо представить себя в виде одинокого дерева на поляне.

Быстрое усвоение информации

В качестве популярного метода быстрого усвоения информации служит прием рифмовки, установление ассоциативного ряда.

Каждодневная тренировка памяти и внимания для того, чтобы запоминать большой объем и сохранять гибкость мышления, будет эффективна при помощи использования в том числе традиционных способов, таких как:

  • изучение иностранных языков, их совершенствование;
  • разучивание и запоминание стихов;
  • чтение литературы, расширение личного словарного запаса;
  • использование логических игр, тренингов личностного роста;
  • разгадывание ребусов, кроссвордов;
  • игра в шахматы;
  • ведение дискуссий.

Не следует забывать тот факт, что психические процессы тесно связаны с физиологией. Поддержание организма в хорошей физической форме, сбалансированное питание в любом возрасте, обеспечение его необходимыми нутриентами и микроэлементами служит здоровой основой для полноценной деятельности мозга. Отсюда наш совет: ведите здоровый образ жизни и развивайтесь!

Принципы запоминания информации

При запоминании важно понимать, о чем идет речь. Провести аналогию с уже известной информацией, тогда новая станет ясной и легко усвоится

Повторение услышанного материала полезно, считается одним из принципов овладения новой информацией. Нужно передавать сведения своими словами, не пытаться точно воспроизвести услышанное или прочитанное. Главное – фиксировать суть и прослеживать логику. Можно проговаривать вслух или рассказывать знакомым. Эти действия способствуют укоренению фактов в памяти.

Запоминание, мыслительный процесс в действии

Новые знания пытаются вытеснить старые. Чтобы не лишиться их, нужно периодически возвращаться к ним для повторения. Лучше запоминать информацию частями, разделив ее на логические блоки, составить план. Можно придумать ассоциации для каждой части, они могут быть связаны с объектом или эмоцией. Главное, чтобы они были яркими и хорошо знакомыми. Такая связь поможет легко воспроизвести новую информацию.

Хорошо применять полученные знания на практике. Использование информации в жизни поможет надолго запомнить, снабдив жизненным опытом.

Действительно ли память и внимание ухудшаются с возрастом

Доктор медицинских наук, профессор Константин Уманский, отмечает мнимость многих возрастных нарушений памяти

По мнению ученого, они чаще связаны с рассеянностью и со снижением способности в течение продолжительного времени концентрировать свое внимание на объекте. Потому под «склерозом» и «в шутку» часто принимают последствия нежелания заниматься развитием интеллекта после достижения пика мозговой активности в 27 лет

Безусловно, причиной ухудшения памяти могут стать и заболевания, в частности:

  • болезнь Альцгеймера;
  • склероз сосудов мозга;
  • амнезия;
  • болезнь Паркинсона;
  • ряд заболеваний внутренних органов.

Ввиду резкого увеличения средней продолжительности жизни за последние 150 лет многие заболевания и процессы до сих пор не изучены. Отсюда множество гипотез и выводов, которые требуют проведения дополнительных исследований. Так биолог М. Арансон в начале 21-го века выдвинул предположение о том, что к ослаблению памяти и повышению риска заболевания слабоумием ведет частый просмотр телепередач и прослушивание громкой музыки.

После 30-ти лет мы все чаще заменяем отдых бездельем, выполняем рутинные задачи и не хотим лишний раз «напрягать извилины». Здесь ухудшения памяти – следствие деградации, а не дегенеративных изменений нервной системы.

Вывод – процесс нельзя назвать неизбежным при достижении определенного возраста. После 50 лет можно и нужно тренировать память

Тренировки будут давать результаты – посмотрите на 80-летних профессоров, которые запоминают информацию и концентрируют на обучении внимание многократно лучше своих юных учеников. Ключевое условие – регулярные тренировки и развитие интеллекта

Они не только помогут перестать забывать самое важное, но и помогут укрепить здоровье: по мнению многих ученых регулярные занятия саморазвитием способны снизить риск заболевания болезнью Альцгеймера

ТОП 10 упражнений и методов развития памяти для взрослых и детей

Книги как источник новой информации

По мнению ученых, пик познавательных способностей происходит при достижении 27 лет. После этого активность мозга начинает снижаться, процессы замедляться, что отражается на памяти, сообразительности, скорости мышления. Чтобы препятствовать процессам торможения и вернуть память, необходимо поддерживать активность работы мозга.

Выделяют несколько способов фиксации информации, а именно:

  • Зрительная память;
  • Слуховая;
  • Вкусовая;
  • Образная;
  • Осязательная и другие.

Важно развивать все виды для продуктивного запоминания информации. У взрослого человека лидирует тот вид, который связан с его деятельностью

У детей, особенно младшего школьного возраста, обычно развиты все виды памяти, важно продолжать стимулировать их работу.

Обучение ребенка

Обратите внимание! Если человек, взрослый или подросток, постоянно находится в стрессовых ситуациях, не высыпается, то страдает нервная система. В результате снижается интенсивность работы мозга, что отражается на памяти

Как восстановить память:

  • Избегать стрессов и недосыпа;
  • Научиться планировать;
  • Организовать рабочее место;
  • Чередовать физическую, умственную активность.

К сожалению, чем старше становится человек, тем сложнее ему учить те же стихи размером в две страницы. Рассмотрим, почему это происходит у взрослых:

  • Мозг уделяет больше внимания мыслям о доме и работе.
  • Монотонный ежедневный график сужает кругозор.
  • Появление электронных гаджетов с календарями и заметками упрощает нашу жизнь, но и мозг перестает пытаться запомнить информацию (даты, дела).
  • Отсутствует постоянная тренировка памяти.

К сожалению, это касается всех. Мы удивляемся, что наша бабушка помнит, сколько стоил хлеб 40 лет назад и какая погода была на ваш пятый день рождения. А мы забываем, что нам говорил вчера начальник.

Однако, это поправимо. Стоит только захотеть и начать работать. Вы сразу поймете, что жить стало легче, перестанете забывать о днях рождениях и вам не нужно будет составлять список покупок перед походом в магазин. Да и вообще, развитие ума поможет избежать проблем с памятью в старости.

Что же нужно делать? Сейчас разберем детально.

Какой он? Цвет его волос? Цвет глаз? Черты лица и особые приметы, если они есть (родинка, шрам и так далее). Во что одет этот человек? Как он ведет себя?

Тренировка памяти у пожилых людей

В преклонном возрасте работа мозга заметно ослабевает. Это связано с тем, что снижается способность нервных клеток реагировать на внешние и внутренние возбудители, вследствие чего деятельность головного мозга уменьшается. Кроме ухудшения запоминания, наблюдается и потеря концентрации внимания. Но это не означает, что эти процессы являются следствием болезни, или ситуацию нельзя улучшить. Рассмотрим способы как натренировать память у пожилых людей:

Собирайте пазлы. Подберите понравившуюся картинку и вперед! Только не начинайте с больших и сложных, потому что они могут оказаться тяжелыми в сборке, а такое занятие вам надоест.
Перед тем как лечь спать разберите по полочкам события своего дня: вспомните дела, которые вы делали, с кем вы встретились, о чем говорили. Чем детальнее вспомните, тем лучше.
На каждую букву алфавита придумайте по 5–10 слов. На это упражнение придется затратить время, но зато по его окончании вы почувствуете активную работу мозга!
Играйте в настольные игры — шахматы или шашки. Особое значение уделите концентрации внимания, когда придумываете ходы. Отгадывайте кроссворды, сканворды

Играя каждый день по 30 минут, вы активизируете ваше внимание и процесс запоминания.

Работа с изображениями

Улучшить память помогают упражнения для зрительного восприятия. При самом простом методе потребуется любая картинка. На изображение смотрят в течение 3−4 минут, затем отводят взгляд и мысленно воспроизводят его перед глазами. Можно описать картинку детально вслух. После описания нужно проверить рисунок, чтобы ещё лучше его запомнить. Такое упражнение для развития памяти повторяют несколько раз в день, сидя в кресле или лёжа на кровати.

Взяв несколько карточек с изображениями разных животных, следует посмотреть на них и запомнить. Затем иллюстрации убирают и на листке бумаги записывают всех представителей фауны в алфавитном порядке. Каждый раз картинки меняют, чтобы тренировать память.

Другое задание основано на зрительных ассоциациях. Человеку необходимо вспомнить, какие объекты он видел на пути от дома до работы или любого другого пункта назначения. Потом он записывает их по порядку или рисует известный маршрут с ними. Этот метод позволяет запоминать различные вещи в правильной последовательности.

Можно взять какой-нибудь интересный предмет и досконально изучить его. Потом человек закрывает глаза и пробует воссоздать мысленно этот объект во всех деталях. Затем он снова смотрит на предмет, чтобы найти ошибки, снова запоминает и повторяет задание. Такое упражнение полезно для саморазвития. Его рекомендуется выполнять 2−3 раза в неделю.

УПРАЖНЕНИЯ на улучшения ПАМЯТИ и повышения ВНИМАНИЯ.

Watch this video on YouTube

Способы и приемы для тренировки памяти

Способов как натренировать свою способность к запоминанию множество. Они направлены на один конечный результат – усвоение информации в долговременной памяти и восполнение пробелов в малоразвитом виде памяти. Нижеописанные методики – базовые. Только после их усвоения можно переходить к трудным упражнениям.

Метод, основанный на внимательности.

Внимание – главное составляющее работы мозга и памяти. Если на объекте нет концентрации, то ни о каком запоминании не может быть и речи

Поэтому важно направлять внимание на то, что вам нужно запомнить, подкрепляя это конкретными целями. Например, чтобы выучить ПДД поставьте себе такую цель – чем больше внимания я сконцентрирую на правилах сейчас, тем больше я выучу, и тем наименее проблематично сдам экзамены

Метод, основанный на ассоциациях

Ассоциации образуют связь между кратковременной памятью и тем, что уже было заложено в долговременную. Поскольку новый воспринимаемый объект уже подкреплен в долговременной памяти, на его запоминание нужно меньше усилий и времени. Главное – ассоциация должна быть понятной и легкой для восприятия.

Метод повтора информации

Основан на периодическом воспроизведении полученных данных в кратковременной памяти для лучшего усвоения в долговременной. Чем новее полученная информация, тем больше потребуется концентрации и повторений.

Эти методы можно применять в повседневной жизни или для выполнения конкретных упражнений, направленных на развитие запоминания.

Выше мы условились, что выделяют кратковременную и долговременную память, и что одна напрямую связана с другой. Конечно же, натренировать можно и ту и другую, но для каждой существуют различные техники и упражнения, которые мы рассмотрим ниже.

Продукты для укрепления памяти

Помочь мозгу правильно функционировать способна диета. Самые полезные продукты для памяти те, что обогащены витаминами A, B6, B9, B12, D, E, Омега-3.

Специалисты рекомендуют употреблять больше фруктов, свежих овощей и продуктов из цельнозерновой муки. Также полезно добавлять в пищу куркуму, ведь эта специя способствует поддержанию памяти и профилактике болезни Альцгеймера, что особенно актуально для пожилого человека.

А вот топ-10 самых полезных продуктов для улучшения памяти:

  1. Морская рыба. Она является одним из лучших источников Омега-3 жирных кислот. Регулярное употребление тунца, лосося и других жирных морских рыб поможет сохранить ясность ума до глубокой старости.
  2. Яйца. Легкоусвояемый и незаменимый белок для работы головного мозга. Помимо этого, в яичном желтке имеется холин, который очень полезен для памяти.
  3. Орехи и цельные зерна. Любые орехи содержат витамин E, который защищает клетки мозга от разрушения. А цельные зерна – прекрасный источник углеводов и витаминов группы B.
  4. Овсянка. Овсяная каша полезна и детям, и взрослым. Она не только улучшает работу мозга, но и благотворно влияет на весь организм.
  5. Ягоды. Особенно полезна черника, клубника, ежевика и смородина. Больше питательных веществ в ягодах темного цвета.
  6. Бобы. Это источники ценных минералов, клетчатки, сложных углеводов и большого количества белка.
  7. Рыбий жир. Он ценится за уникальное соотношение омега-3 жирных кислот. Исследователи выяснили, что если регулярно пить рыбий жир, можно значительно улучшить показатели своей памяти.
  8. Молочная пища. Особую пользу она приносит детям благодаря содержанию в ней белка и витаминов группы B. А вот витамин D, которым тоже богаты молочные продукты, жизненно необходим людям любого возраста. Ученые выяснили, что падение уровня содержания этого витамина ниже 20 нанограмм на 1 мл крови приводит к более стремительному ухудшению памяти.
  9. Мясо. Говядина, баранина и другие виды красного мяса богаты железом и цинком. Эти элементы поддерживают память в тонусе. Также полезно мясо птицы без кожи.
  10. Продукты, богатые правильными жирами. Вся наша нервная система и мозг на 80 % состоят из жиров. Источники хороших жиров – это молодой сыр, авокадо, оливки, топленое масло, яичный желток.

А вот те продукты, которые способны нанести вред здоровью мозга и состоянию памяти:

  • алкоголь;
  • сахар;
  • рафинированные углеводы – лапша, рис, фастфуд, сладкие хлопья.

Говоря о правильном питании, нельзя не упомянуть о лишнем весе. Исследователи выяснили, что ожирение пагубно влияет на память и на здоровье в целом.

Для пожилых

Тренировать память с помощью специальных упражнений надо и у пожилых людей. Улучшая её, они дольше сохраняют ясность и остроту ума, а также предупреждают развитие заболеваний, связанных с процессами старения, нарушением мозгового кровообращения и уменьшением интеллектуальной нагрузки.

После 50 лет психологи рекомендуют уделять упражнениям на развитие памяти не менее 30 минут в день.

«Большая неожиданность»

Смысл данного упражнения в том, чтобы ежедневно выполнять действия, которые ранее человеком освоены никогда не были. Например, сегодня 2-3 часа посвятить тому, чтобы разобраться в схемах вязания кружевных салфеток крючком и даже сделать несколько столбиков. Завтра выучить 10-20 слов на турецком языке. Послезавтра попробовать написать стихотворение. Т. е. не нужно ставить задачу, например, полноценно научиться работать лобзиком по дереву. Освоили несколько движений — и переходите к другой деятельности. Такое упражнение развивает многие отделы головного мозга, потому что заставляет его клетки восстанавливаться во время овладения новыми навыками. В том числе и память.

«Долой записи»

Не секрет, что пожилые люди часто пользуются списками, чтобы ничего не забыть: что нужно купить в магазине или аптеке, во сколько принимать лекарства, адреса и имена родных, близких и знакомых. Упражнение на развитие памяти заключается в том, чтобы постепенно отказываться от этих записей, заучивая их наизусть. Не нужно за один день пытаться запомнить все контакты из телефонной книжки. Выделите для этого конкретный временной промежуток — 3 дня или неделю. Затем переходите к следующему списку, а этот не забудьте регулярно вспоминать.

«Снова за партой»

Отличное упражнение, которое подойдёт для развития памяти у самых пожилых (после 70). Если начались провалы, не нужно выполнять что-то сложное, что только отнимет силы. Достаточно вспомнить школьную программу. Тренировка заключается в том, чтобы дважды в день в спокойной обстановке неспешным темпом вслух проговорить весь алфавит от А до Я. Его написанный вариант нужно держать где-то поблизости, чтобы в случае чего подсматривать (или пусть рядом кто-то подсказывает). Как только получится воспроизвести его весь без ошибки, следующий уровень сложности задания — так же медленно проговорить его в обратном порядке.

Для развития памяти и…

… и внимания

Есть комплексные упражнения для развития памяти и внимания, которые тренируют одновременно и то, и другое.

Упражнение Айвазовского

Заставляет концентрировать внимание на мелочах, изображённых на знаменитых картинах, запоминая их и воспроизводя все подробности. Начать можно с полотен, не отягощённых деталями

Это могут быть «Мона Лиза» (знаменитая «Джоконда») Леонардо да Винчи или «Незнакомка» Ивана Крамского. Чем лучше будут развиваться память и внимание, тем сложнее должны быть шедевры художников. Верхом искусства будет запомнить до крупиц «Последний день Помпеи» Карла Брюллова или «Фламандские пословицы» Питера Брейгеля.

Картина Питера Брейгеля «Фламандские пословицы»

«Маршрут»

В очередную прогулку внимательнее смотрите по сторонам. Придя домой, сами себе задайте такие вопросы, как: сколько пятиэтажек было на вашем пути? какие машины были припаркованы у магазина? много ли пожилых людей вы встретили по дороге? сможете ли вы описать, во что они были одеты? и т. д.

…и мышления

Можно сделать уклон и в другую сторону — подыскать упражнения, которые бы развивали ещё и мышление.

«Тайм-менеджмент»

Оказывается, столь модные в последнее время техники управления временем попутно являются отличными упражнениями на развитие не только памяти, но и мышления. Для начала возьмите за правило каждый вечер планировать дела на завтра. Тренировка ума заключается в том, чтобы выбрать среди них наиболее и наименее значимые и правильно распределить их в течение дня. А дальше начинается прокачка памяти: выучите их в той последовательности, которую сами только что определили.

«Алогизмы»

Попросите кого-нибудь составить алогизмы — пары слов, которые на первый взгляд никак не связаны. Всего их должно быть 10. Сначала в тренировку включается мышление: составьте с ними такое предложение, чтобы они как-то соотносились друг с другом. Например, экзамен и волк. Что можно придумать: на экзамене мне попалась тема про волка. Предложение нужно запомнить. Очередь памяти наступит только на следующий день: чем больше назовёте составленных накануне фраз, тем успешнее справились с заданием.

Гимнастика для мозга

Безусловно, понимание принципов функционирования человеческой памяти поможет улучшить запоминание информации, но более эффективны в этом смысле ежедневные занятия. Наиболее эффективными способами развития памяти считаются чтение книг, изучение стихов, иностранных языков, решение несложны арифметических задач, запоминание цифровых рядов, прокручивание в уме перед сном событий прошедшего дня во всех подробностях.

С целью тренировки внимания следует научиться отключаться от внешних раздражителей. Для этого можно искусственно создавать сложные условия, к примеру, пытаться читать в людных местах или одновременно с прослушиванием музыки. Полезно для тренировки использовать картинки, где нужно находить отличия, запоминать разные предметы и места. Например, какая афиша была наклеена на витрине магазина, что сегодня было надето на коллеге, что лежало у него на столе.

Для запоминания информации также нужно научиться получать эмоциональную отдачу от этого процесса, ведь при выполнении интересного и полезного дела концентрация внимания всегда повышается. Например, можно превратить рутинные действия в игру. Как известно в любой игре важны азарт и состязательность, поэтому если в настоящий момент нет возможности найти соперника, то можно устанавливать личные рекорды.

Запомнить информацию лучше позволяет сочетание умственной и физической деятельности. К примеру, при изучении стихотворения полезно ходить по комнате или приседать. Хорошо помогает запоминанию воображаемое наделение объекта непривычными для него качествами (цветом, движением, размером). Улучшению памяти способствует одновременная тренировка разных видов памяти. Так, можно заучивать текст, предварительно его переписав.

Развивать ассоциативное мышление можно при помощи друдлов, которые представляют собой картинки, имеющиеся множество интерпретаций, составляя цепочки ассоциаций, подбирая недостающие (слова утро и еда объединяет понятие завтрак) или подходящие по смыслу (одновременно белым и легким может быть пух, снег) слова. Ассоциации наряду с рифмами, созвучиями и другие приемы относятся к так называемым мнемотехникам. Они чрезвычайно полезны при запоминании чисел, имен и фамилий, иностранных языков.

Для того чтобы запомнить имя человека следует придумать несколько его модификаций (Александр, Саша, Шурик), сосчитать количество букв в нем, визуализировать его, как бы написать в своем воображении, а по возможности и на бумаге. Новые иностранные слова лучше запомнятся, если не заучивать их перевод на родной язык, а произнося их визуализировать то, что они обозначают. Например, говоря слово «bus» представлять автобус.

Для запоминания ряда цифр, дат, телефонов можно пользоваться цифробуквенным кодом. Для этого каждой цифре присваивается определенная буква, где 0 это Н, 1 – Р (от слова раз), 2 – Д, 3 – Т, 4 – Ч, 5 – П, 6 – Ш, 7 – С, 8 – В и 9 – М (от слова много, ведь Д уже занята). Используя этот код, следует составлять слова и фразы, чтобы запомнить определенную последовательность цифр. Например, запомнить число 297309 можно при помощи фразы «ДоМ, СТоящий На холМе».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector