Разные виды японского сада: правила создания стиля

Эстетика парковых ансамблей

Уникальная японская эстетика традиционных садов проистекает из дзэн-буддизма. Влияние религии из Китая осуществлялось в два этапа. Первые веяния буддизма в стране относятся к периоду правления династии Тан, дзен концепции пришли из китайской эпохи Сун. Японские монахи, возвращающиеся из Китая, привезли учение, а вместе с ним и предметы искусства, которые высоко ценились аристократией, верующими и воинами того времени. Влияние на искусство и архитектуру Японии были невероятно впечатляющими и продолжительными.

Эстетическая ценность японского стиля заключается в кажущейся простоте, естественности, утонченности. Отличает традиционный стиль и использование наводящих символов, а не прямолинейных решений. Монастырские садово-парковые ансамбли, представляющие «Путь Дзен» славятся использованием асимметрии, с применением совершенных форм и использованием не четных элементов композиций.

Для того, чтобы постичь сущность вещей, все несущественные элементы должны быть отброшены. Изобразительное искусство той эпохи, выраженное черными чернила суми, убеждало ценителей, что монохромное изображение позволяет узреть бесконечные варианты оттенков. Эта тенденция перенеслась и в японскую эстетику садов, где преимущественно преобладал монохроматический зеленый цвет. Цветы призваны были лишь выгодно подчеркнуть и возвысить ценность цвета основного.

10 лучших японских садовых растений

1. Японский клен

Подумайте о стране восходящего солнца, и вы сразу же вспомните красивые осенние цвета японского клена. Это небольшое дерево, оно популярно благодаря своим пурпурно-розовым стеблям и ярко-зеленым листьям с розовыми оттенками. Особенно выигрышно он смотрится осенью: листья становятся желто-оранжевыми и, кажется, светятся, если смотреть на них издалека. Медленно растет, подходит для небольших садов. Если нужны еще деревья, посадите вишню, она будет украшать сад весной во время цветения.

2. Японский папоротник

Это необычное растение хорошо смотрится при посадке возле камней или под пологом деревьев. Его серо-голубые разделенные листья длинные и кожистые. Хотя это растение не относится к вечнозеленым, декоративность сохраняет до самой зимы. Папоротнику нравится плодородные почвы. Поэтому перед посадкой почву хорошо удобряют, добавляют мульчу вокруг его основания. Он не любит много влаги, вполне хорошо растет в более сухих условиях и в тени.

3. Хаконехлоя

Японская лесная трава имеет бугорки изогнутых стеблей с ярко-желто-зелеными, слегка пестрыми листьями, которые осенью становятся немного красными. Этот сорт имеет невысокий рост (до 40 см) и фантастически выглядит, если его листья быдут свисать с края горшка. Приобретает лимонный цвет во влажных почвах при хорошем солнце или легкой тени. Растет медленно, но его декоративность стоит усилий. Используйте его с офиопогоном для украшения тропы или используйте как акцент среди камней. Хорошо смотрится в гравийном или галечном саду.

4. Офиопогон

Также известный как черная трава Мондо. Превосходное контрастное растение создает фон для других ярко окрашенных посадок. Мелкие фиолетовые цветки сменяются черными ягодами. Лучше всего растет во влажных почвах и при хорошем освещении. Допускается небольшое затенение. Есть еще и офиопогон зеленый, он имеет такую же форму, но темно-зеленые листья.

5. Лилии

Многие лилии произрастают в лесных районах Азии на солнечных полянах или в легкой тени. Они любят легкие, богатые гумусом, дренированные почвы. Окружите их гравием при посадке для лучшего дренажа. Для японского сада подойдет Лилия Лейхтлина, она имеет золотисто-желтые изогнутые цветки с коричневыми крапинками. Лилия Специозум — высокорослая, с высокими ароматными белыми цветками с розовыми крапинками.

Лилия Лейхтлина

6. Пахизандра верхушечная

Не претендует на эффектность, но это японское лесное растение невероятно полезно в качестве напочвенного покрова. Постепенно заполняя участки, не вытесняет растения, уже растущие там. Предпочитает тень, в противном случае его листья будут выцветать. Существует также пестрая версия, которая скрасит тенистый подлесок. В начале лета цветет небольшими белыми цветами.

Пахизандра верхушечная

7. Азалии

Выбор цвета азалий огромен — от белизны льда до глубокого красного и огненно апельсинового. Аккуратно подрезанные или разрастающиеся, они являются неотъемлемой частью сада в японском стиле. Если у вас не кислые или нейтральные почвы, которые предпочитают азалии, попробуйте Айву Хеномелис или Нандину для аналогичного эффекта.

8. Примула Зибольда

Крошечные, оборчатые цветы лесной примулы идеально подходят для украшения тенистого угла. От легкого белого и пастельно-розового до ярчайшего фиолетового цвета. Кажется, они светятся в темноте. Листья ярко-зеленые, с зубчатыми краями. Если сажать на солнце, то почва должна быть достаточно влажная. В полутени им комфортнее. Почву предпочитают с большим количеством органического вещества. Примула также будет хорошо расти в сыром месте.

9. Японская кошачья мята

Родственник кошачьей мяты часто встречается в британских садах, но с более крупными листьями и более крупными цветами. В Японии растет в горных районах и на травянистых лугах возле ручьев. Поэтому будет хорошо расти в садовых композициях. Цветет в середине лета голубыми цветами. Бывают розовые и белые сорта. Легко выращивать из семян, это отличный источник нектара для пчел и полезных насекомых. К сожалению, также привлекателен для кошек, поэтому будьте осторожны, если их много поблизости.

10. Киренгешома дланевидная

Хотите что-то действительно необычное посадить в своем японском саду? Обратите внимание на Киренгешому с ее восковидными желтыми цветами, удерживаемыми над темно-зелеными листьями. Настоящий экземпляр будет расти хорошо в тени под деревьями, пока в почве есть достаточно органических удобрений и влаги. Может достигать 1 м в высоту, разрастается в ширину. Можно попробовать сочетать с лилиями Трицыртис или Анемонопсисом для эффекта леса. 

Три основных стиля японского сада

  1. Шин или классический стиль, с наличием в саду всех элементов, упомянутых выше
  2. Стиль Gyo или semiclassic, который мене симметричен и продиктованный более жесткими канонами
  3. Неформальный стиль – имеет сильную асимметрию в расположении составляющих ее элементов,который является типичным для тех садов, которые принадлежат к более уединенным домам.

Итак, существуют различные стили садов, которые прошли через века японской культуры и традиции. Теперь хочу представить вам стиль последней современной интерпретации, которую японцы дают своим садам, и это в действительности является их понимании садов предков.

Исторический экскурс

Японский парк в Москве появился неслучайно. В 80-х годах директором ботанического сада был Петр Лапин. Именно ему пришла идея создания уникальной экспозиции. Его поддержал посол Японии Акира Сегимицу.

Вместе им предстояло найти деньги для нового проекта. Японский фонд согласился выделить небольшую часть денег. Именно он нашел дополнительный источник финансирования в лице Мемориальной ассоциации Всемирной выставки ЭКСПО-70.

В качестве дизайнера пригласили знаменитого Кена Накадзиму. Архитектором выступил Адачи. Строительство осуществила компания «Ватана-бэ-Томи».

Экспозиция расположилась в северной части ботанического сада. Именно там были свободные участки и пруд. Специалисты парка перенесли коллекцию ив и рододендронов. Первый этап работ провели в октябре 1983 года.

За это время сделали следующее:

  • сформировали контуры водотоков и водоемов;
  • расширили пруд;
  • создали небольшой остров.

На следующий год приехал Кен Накадзима. Вместе с тремя помощниками он начал активно участвовать в строительстве сада. Работы продолжились до 1987 года, и с тех пор экспозиция не особо менялась.

Не все растения были родом из Японии. Климат Москвы не подходил для некоторых видов, поэтому их заменили.

Разновидности оформления

Японский стиль в ландшафтном дизайне представлен 4 вариантами реализации направления:

  • Цубо – небольшой участок двора или здания с открытой крышей.
  • Сад камней – пространство без растительности. Его довольно легко оформить, но может быть недостаточно декоративности.
  • Сад деревьев – своеобразная парковая зона, которая отличается максимальной естественностью природы и изменяется согласно сезонам.
  • Чайный сад – комбинация двух видов растительности с различным оформлением. В затененных местах обязательно устраивают особый павильон для традиционных чайных церемоний.

Цубо

Такой сад берет свое начало в период Средних веков, когда архитектура японских городов только развивалась. Название произошло от слова «цубо», которое означает небольшой участок около 3 м2. Размещаться композиция может как внутри помещения, так и в пределах основного ландшафта.

Маленький участок природы призван оживить городское жилье и украсить тесное пространство. Растения высаживаются согласно стороне света. Северные участки лучше украсить различными мхами, поскольку они не подходят для теплолюбивых насаждений.

Основное пространство цубо занимают камни, оставляя растительности крошечную территорию. Центр композиции составляют деревья, которые подбираются под общий дизайн жилища. Подобный сад можно устроить на даче – для этого достаточно поставить фонарь цукубаи, проложить каменные тропинки и высадить небольшое количество растений.

Усилить освещение можно с помощью светильников, фонарей и зеркальных поверхностей. Таким образом пространство приобретет особую восточную атмосферу теплоты и гармонии.


Домик с цубоИсточник web-sad.ru

Музыка камней японского сада

В восточной философии камни символизируют устойчивость и жизненную силу. Россыпи булыжников представляют собой отражение огромной бескрайней Вселенной, которую невозможно быстро познать и изучить. Камни необходимо располагать в саду таким образом, чтобы из любой точки участка обзору были доступны только некоторые из них. Количество обязательно должно быть нечетным числом.


Камни в японском садуИсточник dobrostroy.house

Камни в композиции всегда выкладывают с левого угла доступной территории по диагонали. Цвета булыжников должны быть похожими, можно создать группы из разных оттенков. Единственное условие – камни нельзя обрабатывать, они остаются в естественном виде. Со временем природные объекты покроются мхом, что придаст им более натуральный и привлекательный образ. Размер камней не имеет значения, можно чередовать небольшие камушки и массивные валуны. Среди композиции отлично будут смотреться деревья с яркими листьями и необычные кустарники.


Композиции из камнейИсточник diz-cafe.com

Японский ландшафтный дизайн создает спокойную умиротворённую атмосферу, которая наполнена гармонией и дает прекрасные возможности для созерцания и размышлений. Извилистые каменные тропинки как будто зовут посетителя блуждать среди нетронутой природы и наслаждаться естественной красотой растений. Дорожки могут быть самыми разными – вымощенные плоскими камнями с гладкой поверхностью, которые символизируют дорогу жизни без препятствий, либо же тропинки из гравия, песчаника или гальки. Эти материалы могут заменять собой водные объекты, из них создают сухие ручьи или небольшие водопады.


Ручей из камнейИсточник roomester.ru

Объекты на территории сада размещаются по строгим правилам, нарушение которых грозит потерей гармонии. Главный камень располагается в центре композиции, а остальные элементы дополняют дизайн и символизируют особенности рельефа. Булыжники можно оформить в виде островов или горных систем, все зависит от фантазии дизайнера.

Камни не стоит располагать в строгой последовательности, поскольку симметрия здесь не приветствуется. Объекты из рек, гор и морей не сочетаются на одном участке. Для устойчивого положения булыжников можно их немного прикопать. Чтобы замаскировать изъяны валунов, рядом с ними высаживают небольшие кустарники и травянистые растения. Они должны быть дикорастущие и невыразительных оттенков.


Растения возле водоема из камнейИсточник greenhome.kz

Гравий

В дзен-садах обычно используют гравий, а не песок, потому что он меньше подвержен воздействию дождя и ветра. Акт сгребания гравия в узор, напоминающий волны или рябь на воде, известный как самон (砂 紋) или хокимэ () , имеет эстетическую функцию. Священники дзэн практикуют эти грабли также, чтобы помочь своей концентрации. Достичь совершенства линий непросто. Грабли соответствуют желаемому образцу гребней и ограничены некоторыми каменными объектами, расположенными в гравийной зоне. Тем не менее, часто закономерности не статичны. Разработка вариаций узоров — это творческая и вдохновляющая задача. Обычно существует четыре модели сгребания: линия, волна, прокрутка и проверка.

Гравий, используемый в японских садах, известен как «суна» (песок), несмотря на то, что отдельные частицы намного больше, чем у того, что считается обычным песком. Они варьируются от 2 мм до 30-50 мм. В садах Киото исторически использовался «Сиракава-суна» (白 川 砂 利, «Сиракава-песок»), который известен своей довольно приглушенной цветовой палитрой. Этот тип приглушенного гранита с черными крапинами представляет собой смесь трех основных минералов, белого полевого шпата, серого кварца и черной слюды, что соответствует эстетике большинства дзен-садов. Сиракава-суна также имеет размытую текстуру, которая чередуется между зубчатыми и гладкими, и ценится за способность удерживать зазубренные бороздки, с узорами, которые сохранялись неделями, если не вмешивалась погода, животные или люди.

По состоянию на 2018 год только в Киото насчитывалось 341 территория, охватывающая 166 храмов площадью более 29 000 м 2, в которых использовалось «Сиракава-суна». Гравий используется во входе, в главном саду и в коридоре и имеет четыре формы: насыпанный гравий, гравийную террасу, гравийную кучу и садовую дорожку. Обычно на участках площадью менее 100 м 2 гравий имеет глубину от 20 до 50 мм и размер частиц 9 мм. Среди садов, которые использовали Сиракава-суна, были Рёан-дзи и Дайтоку-дзи.

«Сиракава-суна» происходит из верховьев реки Сиракава . Однако с конца 1950-х годов река была защищенным водным путем, и добыча гравия из реки была незаконной. Со временем гравий становится истощенным и становится мельче, что вынуждает садоводов время от времени пополнять его, чтобы гравий сохранил нанесенные на них узоры.

После запрета добычи из реки Сиракава гравий, используемый как для ухода за существующими садами, так и для создания новых, добывается из горного гранита аналогичного состава, который измельчается и просеивается. Однако в процессе производства создаются округлые частицы одинакового размера, лишенные характеристик удержания рисунка истинной «сиракава-суна», которые имеют углы и неоднородны по размеру. Например, Японский сад Портленда экспериментировал с гранитной крошкой из канадских карьеров, чтобы компенсировать потерю доступа к Сиракава-суна.

Обслуживание гравия в Японии обычно проводится два-три раза в месяц.

Рост и цветение

Сакура – это декоративная вишня. Дерево может вырасти до 8 м, имеет овальные листья с зубчиками по краям. Является теплолюбивым растением, предпочитающим плодородную почву. Любит солнечный свет. Кора гладкая, содержит много смолы, поэтому ветки гибкие. Через 5-8 лет с момента посадки в землю зацветает первый раз. Она неприхотлива в уходе, не поражается болезнями и вредителями

Важно!

Сажать в России сакуру лучше весной или в начале лета, потому что она долго адаптируется к новым условиям. За лето и осень успевает окрепнуть, что дает возможность пережить российский климат.

Цветет розовыми цветами, причем в пиковый период сакура имеет форму большого шара, состоящего из красивых цветов. Этого события ждут ценители красоты. Сколько цветет сакура? Каждый из бутонов живет не более 10 дней. Ветер, дождь приводят к быстрому облетанию лепестков, период цветения может занять всего несколько часов. Дерево почти не плодоносит, его сажают для красоты.

Разные виды концепций

Сегодня существуют четыре темы, которые можно брать за основу оформления приусадебного участка:

  • Цубо.
  • Сад камней.
  • Сад деревьев.
  • Чайный сад.

Цубо

Цубо – направление, которое формировалось как часть городской структуры раннего Средневековья. В переводе с японского слово «цубо» обозначается участок маленького размера, площадь которого составляет 3,3 квадратных метра. Такой сад разбивался в крохотных дворах под открытым небом и даже внутри отдельных помещений. При его создании перед садовником ставилась одна задача – впустить в маленький уголок города свет и природу.


Миниатюрная композиция «Цубо» Источник wiki-org.ru

Для реализации такой цели выбирались растения, которые могли бы хорошо себя чувствовать в скованных спартанских условиях. Так как таком саду плохо растет трава и цветы, которые любят солнце, их отсутствие компенсировалось пушистым мхом. Весь периметр земли укрывался каменными валунами, для насаждений оставлялся небольшой клочок в центре каменной композиции. На нем высаживались кустарники, соответствующие стилю здания. Недостаток света компенсируется искусственным освещением, стилизованными лампами и галереей зеркал. Они станут последним штрихом, которые позволят зрительно увеличить объем пространства. Создать такой сад в японским стиле на даче проще простого: нужно сделать дорожки из камней, повесить большой фонарь цукубаи и гармонично распределить между ними зелень.

Сад камней

Это чистый продукт японской философии. Он – интерпретация древнего мотива, который символизирует вечный поиск бессмертия. Хотя сегодня мало, кто проповедует такие учения, сама концепция пользуется большой популярностью у любителей строгого минимализма.


Мир поклонения и созерцания Источник kientruckay.com

Сами японцы никогда не использовали камни, как строительный материал. Для них они являлись посредниками между человеком и богом. Им поклонялись, с ними до сих пор разговаривают жители Страны восходящего солнца, передают им свои переживания и просят о помощи. Поэтому в ландшафтном дизайне японского стиля камни – объекты поклонения и восхищения.

Отголоски культового отношения чувствуются в методе расстановки валунов. Это только на первый взгляд кажется, что камни расставлены хаотично, на самом деле существует строгий принцип, которого обязательно нужно придерживаться при создании реплики.


Большой валун – символ самой высокой горы Источник pinterest.ch

В центре площадки нужно ставить самый большой валун. Он – символ далекой вершины горы Хорай. На небольшом возвышении или возле водоема нужно формировать композицию, состоящую из трех валунов. Они символизируют гору Сюми. Острова журавля и черепахи – при помощи камней выкладываются фигуры, по форме напоминающие этих представителей фауны. Выбор подходящих камней – задача первостепенная. Поскольку каждый валун должен помочь сформировать панцирь черепахи или крылья журавля, придется потратить время на поиски подходящего материала. Поэтому специалисты рекомендуют не покупать его в большом количестве в одном источнике. Лучше поискать их на развалах или возле речных водоемов.

Техника создания

Для реализации поставленных целей нужны не только камни нужной формы, но и другой необходимый материал: гравий, крупная речная галька, геотекстиль. Специалисты рекомендуют приобрести заранее для посадки низкорослые растения (тимьян, кемнеломка, вереск), а также вечнозеленые кустарники (самшит, пиерис, камелия). Если таких растений нет в представленном регионе, их можно заменить вечнозелеными рододендронами или лапчаткой. Для работы понадобится лопата, грабли, лом и нож.

Для начала нужно найти подходящее место для сада камней. Оно хорошо должно просматриваться из входной точки дома. Выбранная площадка предварительно разравнивается, с нее удаляется верхний пласт земли на глубину гравийной засыпки. На дно подготовленного котлована выстилается геотекстиль. Он не позволит сорнякам прорастать сквозь каменную подушку.


Основа под сад камней Источник orchardo.ru

Три знаменитых сада

Впервые сады начали устраивать в период Нара (710-794). Примерно с середины X века во многих буддийских монастырях создавали сады дзёдо (Чистая земля), в которых воплощались представления о Чистой земле будды Амиды. В период Муромати (1333-1568) в храмах направления Дзэн получили широкое распространение сады карэсансуй, «сухие горы и воды», известные также как «сады камней», в которых для условного воспроизведения гор и водных потоков используются камень, песок и гравий. Другие типичные японские стили - родзи, «росистая земля», или тянива, «чайный сад» - сады при домиках для чайной церемонии и прогулочные сады, которые феодалы устраивали в замках или поместьях. Начиная с периода Мэйдзи, сады создают частные землевладельцы, общественные организации, владельцы гостиниц.

В наши дни большинство старинных садов, принадлежавших феодалам, охраняются как культурное достояние, они открыты для посещений и являются туристическими достопримечательностями. Много таких садов находится в Киото, городе, который был японской столицей с 794 по 1867 год, и где проживало много аристократов. В Киото также есть множество буддийских монастырей и синтоистских святилищ с обширными территориями.

«Тремя знаменитыми садами» называют Кэнрокуэн (здесь и далее ссылки на англ. яз.) в Канадзаве, преф. Исикава, Коракуэн в Окаяме, преф. Окаяма, и Кайракуэн в Мито, преф. Ибараки. Эти сады были созданы по распоряжению феодалов эпохи Эдо (1603-1868) и сейчас открыты для посещений круглый год.

Коракуэн, преф. Окаяма

Камни и ещё раз камни…

Их значение для японского сада огромно.


Камнями, во-первых, выкладывают зону отдыха – патио. А также главную дорожку, уходящую вглубь сада. Для неё выбирают крупные, с неровными краями плиты, а образцами поменьше устилают второстепенные тропинки и границы между зонами. Во-вторых, камни нужны для сухого пейзажа, иными словами, для сада камней. Дело в том, что в старину японцы верили: боги обитают среди разбросанных глыб и валунов. С тех пор каменистые пейзажи – место, где медитируют монахи.


В основе сада камней – семиугольник из линий, на пересечении которых устанавливают крупные обломки плитняка, гранита, кварца. Пространство между ними засыпают галькой, на поверхности которой вычерчивают волны.


Камни подбирают, учитывая и форму, и цвет. Сизые, голубоватые отождествляют со стихией воды, зеленоватые с растительностью, а камни диковинных форм символизируют в саду животных.

Каменный садик должен располагаться таким образом, чтобы солнце не слепило глаза тех, кто им будет любоваться.

Чем разнообразнее форма осколков, тем лучше. При этом обязательно должны быть лежачий, горизонтально вытянутый камень; изогнутый; плоский; невысокий-вертикальный и каменная статуя. Без последней, говорят японцы, сад – не сад.

Растения

Набор растений для модернового сада незатейлив. Сад в стиле модерн не любит пышности цветов и излишнего разнообразия растений и расцветок. Сочетание разных форм, структур и линий гармоничнее вписывается в этот стиль.

Чтобы начать воплощение в жизнь своей мечты, ее нужно представить.

Конечный результат:

Любая усадьба начинается с палисадника. Ничего лишнего и кричащего. Живописная композиция из дерена белого, жасмина и лапчатки украсит уголок вдоль забора. Все деревья и кустарники в ней приблизительно одинаковой структуры и цвета.

Место для отдыха лежит позади дома. Оно надежно укрыто от любопытных глаз хвойными и лиственными деревьями.

Романтичная атмосфера сада подчеркивается ароматами жасмина и петунии. Кашпо, в которых она посажена, снова напоминают о плавности линий модерна. Классический, но не теряющий обаяния, дуэт розы и лаванды дополнен можжевельником китайским. Центральная часть сада отдана под просторную лужайку, сверкающую изумрудной зеленью газона. Вдоль дорожки высажены невысокие шарики спиреи японской.

Композиция возле пруда составлена из водолюбивых астильбы и хосты. От любопытных глаз этот уголок закрывает ива кудрявая, склонившая свои косы над водой.

Для стиля модерн характерны цветовые сочетания холодных и близких по тону розового, фиолетового и голубого цветов. Все они оживают в акварели ирисов — нежных или торжественных представителей стиля модерн. Нежные японские ирисы с их направленными к солнцу лицами цветов оживят и украсят теневой уголок. А более пафосный ирис бородатый переливается фиолетово-бело-голубыми красками в миксбордере вдоль тропинки.

Этот цветок как нельзя лучше передает изысканность композиций, а его цветовое разнообразие от черного и коричневого до снежно—белого или желтого позволяет создавать контрасты при помощи одного вида растений.

В качестве солиста на зеленом газоне можно использовать дерево с необычной листвой или формой.

Сумах своими растопыренными листьями архитектурно наполнит пространство

Посадив на участке такой раритет, как гингко, садовник прослывет большим гурманом растений. Этот живой привет из глубины веков неплохо переносит морозы до -30 °C. В этом дереве ничего не напоминает о его принадлежности к хвойным растениям. Вместо иголок — крупные вееровидные листья. Красивая крона делает этот экспонат заметным в окружении строгих хвойных форм. Растет оно практически на любой почве.

В стилистику сада прекрасно впишутся монохромные цветники.

Немного поодаль тропинки расположилась кованая пергола со знакомым рисунком железных завитков. На ней по центру, чтобы зритель оценил сочетание, расположился белоснежный клематис. У его подножия фонтаном цветочных веток, усыпанных белыми цветами, по весне радует глаз спирея острая. Белые полоски на зеленых листьях злаковых, посаженных по обе стороны от клематиса, весь сезон оживляют этот цветник. Легкая воздушная композиция привнесет в сад толику романтичности.

Не нужно спорить, что важнее: сад или дом? Это единое целое!

Сад Каракуен. Окаяма, Япония.

Изначально, для японца сад — это место отдыха, созерцания и единения с природой, однако современные публичные сады используются как для прогулок, так и для сохранения некоторых редких видов растений. Структура японского сада подчеркивает необычайную хрупкость природы и побуждает к ее сохранению.

Очень важную роль в этой культуре играют камни. Их используют в основном для создания дорожек и мостиков. Большие камни, как правило треугольной формы, располагают обособленно. Они являются символом гор.

Искусственные водоемы сооружаются таким образом, чтобы быть максимально похожими на естественные природные озера и ручьи, поэтому японцы практически не используют фонтаны. нередко можно встретить искусственно созданные, пересохшие водоемы, сделанные так, как будто в них действительно журчала вода.

Один из основных элементов японского сада — растительность. Японцы предпочитают сажать растения с богатой зеленой листвой, но разноцветные цветущие деревья и цветы также имеют место.

Благодаря различным видам клена и кустарникам японцам удается создавать разнообразные цветовые палитры в своем саду.

Цветущие – в очередь

Сдержанность тонов и оттенков – признак, который для растений в японском саду так же значителен, как и для всех остальных его элементов. Нет, цвести кустам и деревьям не возбраняется, но не всем вместе и время от времени. Их и подбирают по принципу «волны», чтобы в каждый период было чем полюбоваться. Но все же гармоничная цветовая гамма и разноуровневость зеленой составляющей важнее.

Округлая форма кроны традиционна для японского сада

Классическая традиция предполагает наличие в японском саду трех обязательных растений: сосны, сливы и бамбука. Мы можем заменить их чем-то схожим в своей климатической зоне, например кедром, ивой и вишней. Это будет даже более по-японски, чем пытаться вырастить несвойственную для наших мест экзотику. Потому что жители Страны восходящего солнца ставят во главу угла естественность и гармонию с окружающим миром.

Правильные растения для японского сада:

  • хвойные: можжевельник, кипарис, туя;
  • лиственные: клен, декоративная яблоня, вечнозеленая азалия, магнолия;
  • кустарники: айва, рододендрон, ольха, барбарис, кизильник, боярышник;
  • травы и цветы: ландыши, ирисы, хризантемы, пионы, белые розы, астильбы, хосты, ковыль, мхи, осоки, злаки и др.

Растениям часто придают традиционную для японского сада округлую форму. Большой популярностью пользуется садовый бонсай – ниваки с необычной кроной.

Проект ландшафтного дизайна участка от Sad-dizain

Подробнее

Тосканский стиль

Корни данного ландшафтного дизайна пришли из региона Тоскана, расположенного на юге Италии. Этот стиль воссоздает атмосферу Старого Света.

Манера совмещает деревенский стиль с элегантностью итальянского Ренессанса. Поощряется использование кирпича, кованых элементов, камня, аутентичных тосканских растений, в том числе кипариса, цитрусовых, олив, винограда, розмарина, лаванды. Натуральные, но изысканные материалы создают расслабляющую атмосферу с особым шармом. Яркие детали экстерьера — терракотовые горшки, декоративный прудик с амфорами, элементы античной эпохи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector